Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Сборы денежных средств с родителей в школах

Вопрос добровольно-принудительных сборов денежных средств на нужды образовательного учреждения (школы, детские садики) волнует и обсуждается на страницах газет, журналов, в сети Интернет.

В этой связи хотелось бы дать разъяснения должны или нет платить родители (законные представители) в школы и садики на приобретение учебников, покупку строительных материалов и т.д. и как происходит финансирование образовательных учреждений на эти нужды.

Все муниципальные образовательные учреждения имеют лицензию, значит в них созданы все условия, они отвечают государственным Стандартам в области образования.

Сразу отметим, что любые принудительные сборы в муниципальных образовательных учреждениях незаконны.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения законодателя.

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В ч.1 ст. 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В силу п.2 ч.3 ст. 28 указанного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Федеральным законом от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации п.13 п.2 ст. 26.3.

В силу вышеприведенных правовых норм, в обязанности образовательных учреждений входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на 100%.

Никакие дополнительные сборы на учебно-методические материалы (рабочие тетради и т.д.) с родителей (законных представителей) законом не предусмотрены. Статьями 43 и 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» на родителей и обучающихся также не возложены обязанности по приобретению для учреждения какого-либо имущества.

Образовательные учреждения выполняя государственный заказ на обучение финансируются в рамках установленных нормативов органами государственной власти субъектов РФ. На органы местного самоуправления возложена обязанность финансирования расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

В случае недостаточности финансирования именно школа должна принимать меры к его увеличению: проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенций, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников и т.п., а не добровольно-принудительно собирать эти средства с родителей учащихся.

Ответственность за незаконное получение пособия по безработице

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон «О занятости населения в Российской Федерации») государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Граждане, получающие пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются этим правом и выполняют свои обязанности, однако среди них оказались те, которые злоупотребляют правом получения пособия по безработице.

В настоящее время участились случаи представления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения.

К наиболее распространенным фактам незаконного получения пособия по безработице относятся: представление справки с завышенным средним заработком; сокрытие гражданином занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице; представление поддельных документов и т.п.

Законодатель не оставил без внимания обозначенные события и предусмотрел наступление уголовной ответственности за незаконное получение пособия по безработице по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество при получении выплат».

Санкцией указанной нормы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев.

Во избежание комментируемой ситуации граждане должны быть внимательными – своевременно извещать специалистов центра занятости о своем трудоустройстве и других обстоятельствах, которые влияют на получение пособия по безработице.

2017 года работодатели обязаны соблюдать новые санитарно-эпидемиологические требования на рабочих местах

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 г. № 81 утвержден СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (далее - СанПиН 2.2.4.3359-16).

Данный СанПин устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах, в том числе микроклимату, освещению, уровню шума. Также, в правилах определены меры, которые необходимо предпринимать для снижения негативного воздействия указанных факторов.

Требования настоящих СанПиН применяются при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работающих и разработки мероприятий профилактического характера.

Необходимо отметить что обозначенные правила не распространяют свое действие на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Кроме того, в связи с утверждением СанПиН 2.2.4.3359-16 с 01.01.2017 г. признаются утратившими силу ряд действующих СанПинов, среди которых СанПин 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», а также Методика контроля и оценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах (приложение № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03).

СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» вводятся в действие с 01.01.2017 г.

Новое в оказании помощи вынужденным переселенцам

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 № 775 внесены изменения в Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является получателем средств федерального бюджета и осуществляет бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, обладает закрепленным на праве оперативного управления имуществом, имеет печать, штампы и бланки установленного образца.

В настоящее время функции по признанию лиц вынужденными переселенцами и оказанию им помощи переданы МВД России, в связи с тем, что Федеральная миграционная служба России упразднена.

Прием в центр размещенных лиц осуществляется по направлению территориального органа МВД России, которое действительно в течение 5 дней со дня выдачи.

Направление выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, на территории обслуживания которого расположен центр, в письменной форме либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В направлении указываются условия и срок временного проживания в центре:

-для лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, - не более 3 месяцев;

-для вынужденных переселенцев - не более 12 месяцев.

Кроме того, МВД России уполномочено оказывать вынужденным переселенцам содействие по получению льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ,

Изменения вступили в действие с 20.08.2016.

Административный штраф субъектам малого и среднего предпринимательства может быть заменен на предупреждение

Соответствующие изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Федеральным законом № 316-ФЗ от 03.07.2016.

В частности, КоАП РФ дополнен частью 4.1.1, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев совершения административных правонарушений, перечисленных в части второй нововведенной статьи (статьи 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ).

Теперь, административное наказание для субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предупреждения, помимо случаев, когда оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, назначается за впервые совершенные административные правонарушения:

-при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-при отсутствии имущественного ущерба.

Данные изменения согласуются с проводимой государством политикой, направленной на защиту прав субъектами малого и среднего предпринимательства и создание благоприятной обстановки для его развития в стране.

Изменения вступили в силу с 04.07.2016.

Введен новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений

Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

Согласно Административному регламенту государственная услуга предоставляется экзаменационными подразделениями по месту обращения заявителя. Административным регламентом определены, в том числе:

- сроки предоставления государственной услуги со дня приема заявления и документов до выдачи водительского удостоверения при условии последовательного и успешного выполнения всех процедур (в частности, срок в случае выдачи российского национального водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «B» составит 30 рабочих дней, а в случае выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного аналогичного водительского удостоверения - 1 час);

- требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, исчерпывающий перечень необходимых документов;

-исчерпывающий перечень административных процедур, включающий в том числе проведение теоретического экзамена, экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, выдачу водительского удостоверения, обмен иностранного водительского удостоверения;

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.

В приложениях к Регламенту приведены, в том числе, блок-схема предоставления государственной услуги, образцы экзаменационных листов, испытательные упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, контрольная таблица типичных ошибок с указанием соответствующих пунктов ПДД и штрафных баллов за ошибку.

В соответствии с положениями регламента при сдаче теоретического экзамена кандидатам в водители, допустившим одну ошибку либо допустившим две ошибки в разных тематических блоках комплекта экзаменационных задач, будет предоставляться возможность ответа на дополнительные вопросы.

На официальном сайте ГИБДД опубликованы новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Билеты утверждены главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ.

Приказом с 01.09.2016 года признаны утратившими силу отдельные приказы МВД России, в том числе приказ от 20.07.2000 № 782, которым была утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России. В связи с принятием Регламента внесены также изменения в отдельные приказы МВД России.

Административный регламент вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Утверждены Правила возмещения реального ущерба туристам из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма

Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 года № 779 утверждены Правила возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма.

Указанный правовой акт издан во исполнение положений Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предусмотрено формирование фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма для выплаты денежных средств, причитающихся туристу и (или) другому заказчику туристского продукта в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Согласно принятым Правилам основанием для выплаты денежных средств, причитающихся туристу и (или) иному заказчику, в целях возмещения реального ущерба из денежных средств фонда является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Датой установления факта причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договорам о реализации туристского продукта в соответствии с частью девятой статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении туроператорской деятельности туроператора.

Турист и (или) иной заказчик (их представитель) вправе требовать возмещения реального ущерба, в том числе до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта.

Форма требования о возмещении денежных средств утверждается объединением туроператоров и подлежит размещению на официальном сайте объединения туроператоров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вновь принятыми Правилами определены:

-лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта;

-перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств;

-перечень прилагаемых к требованию документов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Владельцы территорий, прилегающих к лесу, обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травы, мусора и других горючих материалов либо отделять лес противопожарным барьером

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 № 807 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации и Правила пожарной безопасности в лесах.

Изменениями установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские фермерские хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2017 года.

Разъяснение вопросов участия граждан в строительстве многоквартирных жилых домов

Как известно, стоимость покупки готового жилья всегда превышает цену вложения денежных средств в строящийся многоквартирный жилой дом.

В настоящее время наиболее защищенным способом инвестирования в строительство является заключение с застройщиком договора долевого участия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).

Сегодня на рынке жилищного строительства присутствуют и иные схемы привлечения денежных средств граждан в возведение объектов капитального жилищного строительства - путем создания жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов.

При этом, граждане, вложившие свои денежные средства в строительство жилого дома путем вступления в кооператив являются пайщиками, гарантии защиты, предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ на указанных лиц не распространяются.

В частности, не распространяются следующие гарантии.

Так, ст. 3 Закона предусмотрено, что застройщик вправе заключить договор долевого строительства только после получения разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации, а также государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка и др. Данная гарантия направлена на исключение мошенничества, например, при взимании средств с граждан на несуществующие объекты.

В целях недопущения «двойной» продажи квартир ст. 4 Закона предусмотрено, что договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. При этом, договор считается заключенным с момента такой регистрации.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды, право субаренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.

Вместе с тем, независимо от способа участия в строительстве многоквартирного жилого дома перед заключением договора и передачей денежных средств необходимо потребовать от застройщика предоставить следующие документы: договор аренды земельного участка (проверить срок его действия) либо свидетельство о праве собственности на земельный участок; разрешение на строительство, выданное органом местного самоуправления.

Особое внимание необходимо уделять участившимся случаям мошенничества, связанного с получением недобросовестными застройщиками (в основном физическими лицами) разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, а возведения при этом трехэтажных многоквартирников. Подобные объекты, учитывая, что последние возведены в нарушение разрешенного вида использования земельного участка, на основании решения суда подлежат сносу.

Внесены изменения в Лесной кодекс РФ

Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации.

Нововведениями определено, что в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием авиационных, наземных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти.

Обновлены ряд статей главы 6 Лесного кодекса, касающиеся заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и договора купли-продажи лесных насаждений; содержания лесоустройства; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Также обновления коснулись глав 2-4 Лесного кодекса касающиеся предоставления отчетов об использовании и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении и отчетов об охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия.

Так, законом определены требования к содержанию информации в отчетах:

-об использовании лесов должна содержаться информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация.

-об охране лесов от пожаров должна содержаться информация о мероприятиях по охране лесов от пожаров, включая информацию о противопожарном обустройстве лесов, и другая информация;

-о защите лесов должна содержаться информация о мероприятиях по защите лесов от вредных организмов, включая информацию о площадях, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, и другая информация;

-об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия должна содержаться информация о мероприятиях по охране лесов, в том числе лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, от загрязнения и иного негативного воздействия и другая информация;

-о воспроизводстве лесов и лесоразведении должна содержаться информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) и другая информация.

Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку древесины, должны прилагать к отчету об использовании лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.

Перечень информации, включаемой в отчет, порядок ее фиксации, форма и порядок представления отчета, а также требования к его формату в электронной форме устанавливаются уполномоченным органом власти.

Также уточнены положения, которые касаются ответственности за правонарушения в области лесных отношений, например, - конфискации незаконно заготовленных древесины и иных лесных ресурсов, а также возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность:

-за нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;

-за ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в орган власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

-за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Согласно поправками в Лесной кодекс предусмотрено ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, которое будет осуществляться уполномоченным федеральным органом власти. В реестр будет включаться информация об арендаторах и покупателях, с которыми договоры в связи с нарушениями ими лесного законодательства были расторгнуты, а также сведения о нарушении ими законодательства.

Федеральный закон вступил в силу 4 июля 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2017 года.